Джеймс Кэмерон переживает трудности роста с впечатляющим Аватаром Огонь и пепел

Джеймс Кэмерон переживает трудности роста с впечатляющим Аватаром Огонь и пепел

Джеймс Кэмерон — мастер сиквелов, снявший три лучших вторых части эпохи блокбастеров. Он настолько хорош, что эти вторые фильмы часто кажутся завершёнными без третьей части (а если кто-то другой всё-таки снимает третью, то тем более). Это означает, что «Аватар: Огонь и пепел» — фактически первый триквел за его 40-летнюю карьеру. Это также его первое продолжение, вышедшее в нормальные для сиквела сроки — и, кстати, самый быстрый оборот для любого фильма Кэмерона с тех пор, как «Правдивая ложь» появилась почти ровно через три года после «Терминатора 2». Может, поэтому «Огонь и пепел», несмотря на некоторую грандиозность в относительно редкой серии «Аватара», несёт постоянную нависающую угрозу, что будет ощущаться как обычный сиквел. Не долгожданное событие, не радикальное расширение или переосмысление предшественника, даже не первый фильм Кэмерона за десятилетие. Просто ещё один зрелищный, почти непрерывно развлекающий фэнтези-эпик, который позорит 90% конкурентов в крупнобюджетной категории. Ну, один из таких.

Аватар: Огонь и пепел

Это подходящая редкая проблема для многократного создателя «самого дорогого фильма в истории». Каким бы разочаровывающим ни было ожидание более десяти лет между игровыми фильмами Кэмерона, более ранний сиквел «Аватара» «Путь воды» использовал этот разрыв, встретившись с превратившимся из человека в нави Джейком Салли (Сэм Уортингтон) и его женой-нави Нейтири (Зои Салдана) спустя годы после окончания первого фильма. Внезапно с добавлением четырёх детей Салли фильм стал о семье из шести человек — плюс любимый приёмный сын Пандоры Спайдер (Джек Чемпион), человек, который стремится постоянно тусоваться с нави. «Огонь и пепел» же застаёт семью вскоре после смерти старшего сына Нетейама в кульминационной битве «Воды». Нейтири всё ещё в периоде ритуального траура, и её мстительный гнев напрягает брак с Джейком, а также терпение к продолжающемуся присутствию Спайдера.

Поскольку Спайдеру нужны специальные кислородные маски для дыхания в чужой атмосфере, Джейк и Нейтири настаивают, чтобы он вернулся к дружелюбным человеческим учёным, поддерживающим базу на Пандоре, несмотря на протесты их детей Лоака (Британ Далтон), Кири (Сигурни Уивер, снова играющая подростка через магию захвата движения) и Тук (Тринити Джо-Ли Блисс). Семья решает сопровождать Спайдера в обратном путешествии на дирижаблях, которые сочетают морские суда и конные экипажи с прожилковой органически выглядящей технологией воздушного шара. Они быстро атакованы другим, более агрессивным племенем нави под предводительством буквально огненной Варанг (Уна Чаплин); семью разделяют, преследуемую и Варанг, и тем надоедливым Куоритчем (Стивен Лэнг), бывшим человеческим полковником, чьё сознание перенесли в тело нави, обеспечив постоянное тёмное зеркало метаморфозе Джейка. В классическом стиле злодеев Бэтмена 90-х Варанг и Куоритч решают, что могут быть полезны друг другу. Варанг не держит особой обиды на Джейка и Нейтири, но она чертовски недовольна их любимой богиней Эйвой и хочет заполучить то, что другие нави не позволят: огнестрельное оружие.

Сюжета там ещё больше, часть которого более тесно пересказывает материал из первых двух фильмов — «Воды» в частности, до такой степени, что легко задаться вопросом, не перетащили ли какой-то материал сиквела из второго фильма в третий во время их длительного вынашивания. Большой актёрский состав, множество племён нави и утроенные плохие парни (обычные «небесные люди» — люди, которые всё ещё хотят разграбить Пандору ради её различных природных ресурсов — тоже всё ещё тусуются) отклоняют «Огонь и пепел» от противоречивой, но очень эффективной структуры первых двух фильмов. В обоих Кэмерон проводит удивительно много времени, наслаждаясь исследованием новых фэнтезийных окружений, так же как он исследует так много «Титаника» задолго до того, как корабль встречает айсберг. Новый фильм раздаёт экшен-сцены в более типичном темпе эпического блокбастера. Это странно делает обширный хронометраж длиннее остальных двух, хотя он превышает их всего на несколько минут и может быть самым чисто экшен-насыщенным из трёх.

С другой стороны, сложно жаловаться, что Кэмерон подаёт сокрушительные сцены с регулярными интервалами. Та ранняя атака на дирижабль делает аккуратный трюк представления грозной, выкрашенной в красное Варанг через действие настолько динамичное и захватывающе срежиссированное, что должно отправить помешанного на дирижаблях Кевина Файги в позу эмбриона. Даже самая знакомая из поздних сцен, массивная мешанина воздушной битвы из первого фильма и морской битвы из второго, добавляет великолепные новые детали: величественно смертоносных новых морских существ или бой меньшего масштаба, который сбрасывает участников с плавающей скалы на плавающую скалу.

Как обычно бывает с Кэмероном, за всем этим потенциально какофоничным действием легко следить. Немного сложнее отслеживать эмоциональные путешествия всех главных персонажей, особенно когда неудержимый Спайдер проталкивается локтями в семью. По мере продолжения «Огня и пепла» фильм чувствует себя всё более неуверенным насчёт того, насколько это будет завершение — или даже что на столе для сюжетных линий, которые можно завершить, против того, что останется в качестве болтающихся (или они потрёпанные?) ниток, которые до сиквелов «Аватара» редко имели место в фантастических мирах Кэмерона. В результате некоторые из самых интригующих новых морщин в этом фильме, в первую очередь касающиеся маловероятного и иногда откровенно галлюциногенного альянса Куоритча с Варанг, не развиваются в полноценные сюжетные линии. Акт Тёмного Салли Куоритча в частности ощущается так, будто его можно было бы раскопать дальше, особенно в серии, которая иногда хочет иметь свой колониализм и побеждать его тоже.

Аватар: Огонь и пепел

В каком-то смысле Кэмерон — жертва собственного успеха. Фильмы про «Аватар» настолько пышно заросли визуальными деталями и извлекают такие удивительно нюансированные и чувствительные перформансы захвата движения от человеческого актёрского состава, что любая моментальная икота в сторителлинге может ощущаться как сбой в машине. «Огонь и пепел» — потрясающее развлечение, которое иногда создаёт впечатление хорошо обставленной импровизации; этого почти достаточно, чтобы задаться вопросом, не принесло ли всё это скрупулёзное чертежирование писательской комнаты двух-четырёх сиквелов «Аватара» столько же вреда, сколько пользы. Зрители, которые просто жаждут больше времени на Пандоре, в выигрыше: Кэмерон может сам не видеть выхода.

Комментарии
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
X